Психология реально и виртуально
Психология — статьи и консультации
no no no
 

Зачем люди хотят детей?

Зачем люди хотят детей?
Дети как средство решения своих проблем · 17 декабря 2008 г.

…Неужели люди действительно хотят детей для того, чтобы дети их любили? Если не очень понятно, то другим языком: Является ли для людей желание завести детей производным от желания получать любовь?…

bondovna

Ответ в рамках акции «Задай вопрос психологу»

Большую статью по этому поводу писать не буду — она будет или слишком большая, или слишком неоднозначная. Поэтому просто накидаем кратенький план, окинем взором поле рассматриваемой проблемы.

Говорить обо всех людях сразу было бы крайне неосторожно — нужно понимать, что положить всех на одну полку никак не получится. Можно говорить только об общих тенденциях, которые наблюдаются в этом вопросе.

  • Биологический инстинкт продолжения рода — не доказано… (10% максимум) В животной природе такой инстинкт, разумеется, существует. В человеческой он, вероятно, тоже должен был сохраниться, хотя бы как биологическое наследство. Но во-первых, на фоне всеобщего эгоцентризма (умо-центризма) влияние этого инстинкта ничтожно, а во-вторых, кто может честно сказать, что действительно способен отличить голос инстинкта, от голоса своего изворотливого разума?

    У меня вообще вертится на уме такая гипотеза, что человеческий род стабильно существует только потому, что секс — это такой приятный процесс. Такой вот божественный замысел. Разум блокирует инстинкты, а сексуальный инстинкт блокирует разум — вот и происходит взаимная компенсация, а дети — побочный эффект.

  • Социальный инстинкт продолжения рода — 50% как минимум. Детей хотеть «принято». Это социальная программа, прошитая в каждом человеке. Возможно она опирается на тот самый неуловимый биологический инстинкт, но смысл этой программы не в выживании рода человеческого, в выживании самого социума, а это, знаете ли, сильно разные вещи.

    Сюда же относится следование традициям и общим представлениям о том, что такое счастье, что такое семья, и в чем вообще смысл жизни на этой земле. Это и есть та интеллектуальная мишура, которая, среди всего прочего, глушит и биологический инстинкт. Чем больше рассудочности, тем меньше естественности.

  • Желание быть любимым — сюда относится жалость к себе и другие проявления инфантилизма. «Никто меня не любит, я себя не люблю — так хоть ребенка заставлю себя любить!» Именно «заставлю», поскольку именно к этому все и сведется, если рожать ребенка с таким настроем.
  • Ребенок, как инструмент манипулирования — многие женщины эту игру любят и многие мужчины на нее попадаются. Хотя бывает, что и уже состоявшиеся отцы используют ребенка, как инструмент психологического давления, но мы сейчас говорим о более ранней стадии, когда ребенок еще только в проекте.
  • Желание обеспечить себя за счет детей, выживание — вот это уже более-менее адекватный повод. Звучит не больно возвышено, но зато все по-честному. Трезвый расчет всегда лучше самого распрекрасного самообмана.
  • Ребенок, как игрушка или развлечение — этот вариант является следствием жизни по социальной программе. Когда человек привыкает все время гнаться за какими-то целями, то рано или поздно, но неизбежно, наступает момент, когда гонка прекращается и человек оказывается в пустоте. Вернее, он всегда был в пустоте, но только в момент остановки он это отчетливо понимает. Традиционная «кухонно-забутыльная» рекомендация — рожай детей, вот и будет тебе смысл жизни.

    То есть, речь здесь идет о подмене своей жизни жизнью ребенка. Ребенок за это потом спасибо не скажет. Заведите себе собаку…

  • Ребенок, как способ исправить свои ошибки — тоже популярное явление. Ребенок используется, как возможность прожить жизнь заново и по-хорошему или доказать свою правоту всему миру. «Вот будут у меня дети — я их буду воспитывать по-другому», «Вот будет у меня ребенок, я его научу, как правильно жить».

    Все это, разумеется, тоже игра человеческих комплексов. И снова ребенок становится жертвой родительской инфантильности и несчастности.

  • Ребенок, как страх перед смертью — вариант менее популярный, но тоже имеет место.

В каждом родителе смешиваются все эти тенденции, а чем больше он апеллирует к инстинкту, тем менее адекватно его самовосприятие и тем больше проблем достанется ребенку по наследству.

Интересный момент состоит в том, что в современном мире существует «планирование семьи». То есть ребенок рождается не по естественному стечению обстоятельств, а по плану. А где план, там ум, а где ум — там все его заморочки и противоречия.

Так что в большинстве случаев детей рожают с неким подтекстом, который всегда определяется эгоистичными интересами родителей. Ребенок больше не рождается сам для себя, на него всегда есть какие-то планы. Ребенок — это средство. Таковы современные реалии.

Гораздо честнее было бы рожать ребенка «по расчету», не скрывая этого. А то получается, что расчет всегда есть, но родители себе в этом не признаются. А потом, когда приходит время учить ребенка выполнять родительский замысел, все это делается под эгидой родительской любви из прочих самых лучших побуждений. Самообман на самообмане — и в результате искореженная психика ребенка.

Вот вам простой тест, который нужно пройти, прежде чем заводить детей.

Вы счастливы? Прямо здесь и сейчас, сегодня и безо всяких оговорок? Вы довольны своей жизнью? У вас все хорошо? У вас нет неразрешенных проблем? У вас нет долгов? Ваша жизнь наполнена до краев? Вам некуда спешить?

Только если ответ на все эти вопросы положительный, вы можете честно ответить на вопрос о том, хотите ли вы ребенка, и этот ответ будет не игрой ваших заморочек, а настоящим желанием души. В противном же случае, не тешьте себя иллюзией, что вы «просто хотите ребенка», — тут все очень и очень непросто. Если вы не видите своих эгоистичных мотивов, это не значит, что их нет.

Большая беда в том, что ребенка делают частью программы по достижению личного счастья — «Буду счастлив(а), когда рожу ребенка!» Никто от этого не выигрывает — все в проигрыше…









Распечатать

Социальные сети

Другие статьи на ту же тему

221 комментарий

««« 1 … 7 8 9 10 11 12 13 … 23 »»»
  1. Ольга
    27 января 2009 21:56 #82

    А почему никто из женщин не пишет,что некоторые не хотят рожать-потому что боятся самого процесса -беременности и родов.Послеродовой депрессии восстановления организма и
    порчи ,если так можно выразиться, фигуры????
    Мне например жаль своего тела своей груди.Это эгоизм,гордыня или чего со мной не так.
    Я как представлю возможные медицинские аспекты-мне дурно становится.

  2. 27 января 2009 22:59 #83

    А чего тут бояться? Если не есть как …, ну не знаю с кем сравнить, обижать не хочется. И медиков слушать, а еще лучше, самой умные книжки читать. Сейчас в интернете все можно узнать – до и после как надо себя вести, чтобы всех этих неприятностей избежать. Вообще всегда полезно стараться побольше знать, тогда и страха никакого не будет. Если знаешь что и как, в т.ч. – как с ребенком маленьким обращаться, то все только в радость. И с фигурой все будет в порядке. Я уже бабушка, двоих дочек вырастила, а фигура как у девушки. Стройной, девушки. Девушки тоже разные бывают. И бабушки – тоже.

  3. Cordelian
    29 января 2009 11:16 #84

    Статья хороша, хотя ничего нового для себя не открыл,.. в общем и целом согласен с изложенным в ней. Детей нет, но считаю что это именно тот случай когда не только можно, но и ЖИЗНЕННО необходимо не имея этого опыта говорить о нем, ибо как было сказано выше «за себя отвечать – это одно, а портить жизнь другому – это другое»… к сожалению, в попытках разговоров на эту тему, сталкиваешься действительно с тем, что люди попросту тебя посылают – «заведи своих тогда и поговорим…»

  4. 29 января 2009 11:39 #85

    Есть дети, нет ли – каждому свое. Можно и через чужих детей приобщиться к вечности и мудрости. Если к ним присматриваться, их слышать. Дети помогают лучше понять себя, помогают вспоминать себя – ребенка. Возвращаться в детство. Без этого трудно что-либо понять в жизни. Есть только опыт взросления, мусор, который мешает быть самим собой.

  5. Лиля
    30 января 2009 01:19 #86

    Согласна с Мариной. «Дети помогают лучше понять себя, помогают вспоминать себя – ребенка». Я не считаю, что ребенок лишает родителей их свободы. Если рожаешь его, когда душевно готов. И как опыт – рассматривать ребенка смешно. Мне кажется, дети – это начало возрастных воспоминаний. Воспоминание детства. Где-то прочитала «дети нам даны … их не надо воспитывать, за ними надо наблюдать». Только вот это-то и труднее всего… Чтобы общаться на равных, надо вновь почувствовать себя ребенком. трудно. мешает весь мусор в голове

  6. 30 января 2009 13:35 #87

    И общество, и страх перед ним, обществом, мешает. Думаешь:Что люди скажут? Не обидят ли твоего ребенка (между строк – твоего внутреннего ребенка, то есть – тебя.) И, конечно, ребенка, которого ты родил. Ведь он – часть тебя самого. Вот и идешь на поводу чужих мнений, норм и правил. Отсюда все ошибки в воспитании, как мне кажется. Но если прислушиваться к детям, а не ко взрослым, меньше ошибок будет. Главное, не бояться, а доверять тому, что заложено в самом себе и в ребенке.

  7. михаил
    2 февраля 2009 23:00 #88

    Спасибо за правду!Прочитал и задумался…Это отрезвляет!Спасибо!

  8. Annok
    6 февраля 2009 14:39 #89

    Cordelian:“заведи своих тогда и поговорим…”. Прямо в точку. Как бы то ни было, необходимо с уважением относиться друг к другу, а не тыкать сторонника противоположной точки зрения в отсутствие опыта, утверждать «ах, как мне Вас жалко, Вы ничего не понимаете» и прочее. Очень похоже на рассуждения религиозных фанатиков, мол «Вы неполноценны, так как иной веры и не поймете свою неполноценность, пока не уверуете в Нашего Бога». Враждебность оппонентов друг к другу происходит прежде всего от взаимных попыток навязать свое мнение. А еще от «деревянного» мышления, когда люди считают, что счастье, отличное от их собственного в принципе невозможно. В том то и дело, что возможно. У меня, например, нет детей. Я ничего не хочу менять в своей жизни, потому что меня все устраивает. Не потому, что я боюсь родов, беременности, ответственности и прочего. А если все устраивает, кто имеет право назвать мою жизнь неверной? Кто имеет право относиться ко мне снисходительно, навязывая свое мнение?

  9. Лида
    5 марта 2009 18:08 #90

    Так странно. Очень мне нравится читать этот сайт. Но систематизировать свое отношение к «чистому счастью 8 лет» не могу. Да, согласна, что любовь к ребенку это, в частности, способность в состоянии усталости не раздражаться на усталого ребенка. У меня внутри начинается паника, когда ребенок исправляет у меня ошибки. Я завидую и тихо обижаюсь, когда в команде «муж-ребенок» мне нет места, когда интересы ребенка конфликтуют с моими. Ребенок – это еще одно измерение. Я радуюсь ее успехам и любуюсь на черты мужа и мои в совершенно отдельном существе.

  10. Anastasia
    22 марта 2009 18:10 #91

    ужасная, циничная статья в духе современных реалий. Материальная и бездушная. У меня даже возникает сомнения что ее написал психолог.
    А как же любовь???Любовь к ребенку? К мужу? Желание разделить счастье на троих потому что на двоих его слишком много. Рождение ребенка как естественное следствие Вашей любви. Почувствовать это чудо- быть родителями..Мне очень понравилась фраза Лиды -»любуюсь на черты мужа и мои в совершенно отдельном существе».

    А НА ЭТИ ВОПРОСЫ
    Вы счастливы? Прямо здесь и сейчас, сегодня и безо всяких оговорок? Вы довольны своей жизнью? У вас все хорошо? У вас нет неразрешенных проблем? У вас нет долгов? Ваша жизнь наполнена до краев? Вам некуда спешить?
    НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАС НИКОГДА НЕ ОТВЕТЯТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО!
    это слишком строгий замер искренности будущего родителя.

««« 1 … 7 8 9 10 11 12 13 … 23 »»»

Давайте поговорим об этом

 
no no no

Контакты:

Пишите по делу, и я отвечу
Олег Сатов, Архангельск
MAIL

Подождите, я думаю...

Загружаю...

Добро пожаловать в гости

логин
пароль
забыли пароль?
регистрация

Регистрация на сайте

логин
e-mail
 
пароль придет на ваш адрес
забыли пароль?
войти

Восстановление пароля

e-mail
 
регистрация
войти
Запись на прием