Психология реально и виртуально
Психология — статьи и консультации
no no no
 

Как перестать страдать, расставшись с человеком?

Как перестать страдать,
расставшись с человеком?
Тяжелым переживаниям нужно смотреть в лицо · 26 мая 2008 г.

Как научиться не реагировать болезненно на человека, который был дорог, а потом с тобой очень нехорошо по жизни поступил? Хотя бы не плакать, увидев ник в интернете или похожего — на улице?
Lomelind, Путь в никуда

Ответ в рамках акции Задай вопрос психологу!

Тема человеческих отношений уже неоднократно затрагивалась в материалах сайта. Применительно к заданному вопросу, рекомендую прочитать внимательно статью про гордость и ничтожество, а мужской аудитории сайта дополнительно ознакомиться со статьями про семейные отношения и два типа мужского поведения.

Из вопроса следует, что речь идет об отношениях, которые закончились, но продолжают терзать душу. В психологии это называется «незавершенная ситуация». Формального расставания никогда не бывает достаточно, чтобы обрезать все связующие нити. Особенно, если речь идет об отношениях, завязанных на взаимной душевной слабости.

О слабости я говорю потому, что причинить душевную боль человеку можно только тогда, когда он находится в психологической зависимости от партнера. Обиды, злость, ревность и тому подобные чувства возникают только тогда, когда чего-то ждешь от человека, когда нуждаешься в его признании, любви и верности. Это обычное дело, но это не нормально.

Люди — особенно, в разнополых отношениях — очень редко общаются «без задней мысли». Осознанно или не очень, оба партнера всегда имеют какие-то виды друг на друга, какие-то планы, какие-то надежды и фантазии. И чем больше этих «наворотов», тем выше вероятность того, что однажды партнер преподнесет сюрприз, не оправдает ожиданий, покажет свое истинное лицо. Тогда и возникают обиды до слез — «Я-то думала, а ты, оказывается…»

Судя по вопросу, можно предположить, что речь идет об отношениях как раз такого типа, когда было глубокое эмоциональное проникновение друг в друга, масса надежд и ожиданий. А потом произошло нечто, что разом перечеркнуло все мечты и представления о партнере (друг или подруга — не важно). И разочарование, возникшее из-за того, что человек не такой, каким хотелось его видеть, стало причиной разрыва отношений.

Однако само по себе расставание не может унять боль обиды. Говорят, что время лечит, но, применительно к подобным ситуациям, это ложь. Время лишь дает возможность запрятать свои переживания поглубже, вплоть до полного забытья. Но сами эмоции от этого не угасают и вырываются наружу при первой же возможности — «при встрече ника в интернете и похожего на улице».

Если не напоминать о болезненной ситуации достаточно долго, то, конечно, можно полностью ее вытеснить из сознания. Но это сродни попыткам забыть про свой воспаленный аппендицит. Можно заглушить боль, но в большинстве случаев это грозит смертельным исходом.

Итак, можно сказать, что в вашей ситуации, расставание произошло только на внешнем уровне. А внутри вы продолжаете переживать, обижаться, ревновать и так далее. Та боль, которую вам причинили, не исчезнет от того, что вы расстались, и будет напоминать о себе, пока вы с ней не разберетесь по-настоящему, пока ситуация не будет окончательно завершена.

Чтобы это сделать нужно согласованно действовать на двух фронтах — интеллектуальном и эмоциональном. Прежде всего, нужно предельно четко разобраться, что за эмоции у вас кипят внутри, что именно вас обидело, какие именно ожидания были разрушены. Это то, что называется разобраться в чувствах. Можно взять бумагу и ручку и просто начать записывать хронологию событий внешних и внутренних во всех подробностях, пока добавить будет больше нечего. Такая работа позволяет взглянуть на ситуацию более трезво и уже тем самым снизить эмоциональное напряжение.

Следующий этап, подумать вот над чем. Каждый человек имеет право быть собой, таким какой он есть. Никто нам ничего не должен. В этом мире, каждый сам за себя. И даже данные нам обещания не дают нам права считать кого-то своим должником. Понятно, что хочется найти того, на кого можно будет полностью положиться в житейском и эмоциональном плане, но этого никогда не будет. Это лишь сказка, которую рассказывают детям про людские отношения.

Человек, который с вами «нехорошо поступил», ни в чем перед вами не виноват. Все ваши болезненные переживания исключительно на вашей ответственности. Это ваши ожидания не оправдались, это вы надеялись, что этот человек будет вести себя по-вашему. Не будь этих чаяний, не было бы и разочарования. По сути, — простите за «диагноз» — тут дело в вашей собственной детскости. Нужно взрослеть и перестать себя жалеть.

Но одним умом подобную ситуацию не разрешить. Эмоции не подвластны интеллектуальным упражнениям. Чтобы эмоции утихли, им нужен выход. В самой примитивной форме, нужно просто высказать свои переживания обидчику — выплеснуть накопленную агрессию. Но это действительно самый примитивный вариант.

Гораздо лучше, научиться давать выход своим эмоциям, не вовлекая в это других людей, потому что тем самым только продлевается зависимость от чужого участия в вашей жизни. А ведь именно эта потребность ввергла вас в столь болезненную ситуацию.

Главный принцип здесь — двигаться навстречу своим чувствам и переживаниям. Не прятаться от них, не убегать, как это обычно делается, а, наоборот, позволить им выйти на поверхность со всей их интенсивностью. Выплакаться, разбить пару тарелок, но так, чтобы после внутри была пустота, а не боль.

И не надо путать вскрытие нарыва с вечным его ковырянием. Эмоции нужно излить, а не плескаться в них до бесконечности. Не жалеть себя, не жаловаться на жизнь, а принять боль этой жизни, чтобы жить дальше. И вот, когда эмоций внутри уже не останется или почти не останется, можно по-настоящему расстаться с человеком.

Можно это сделать самостоятельно, в одиночестве, но лучше провести ритуал — встретиться и сказать человеку «Прощай». Только теперь уже без обид, без обвинений, без попытки причинить боль, отыграться или отомстить. Просто завершить пройденный этап. Такая живая встреча даст возможность оценить, действительно ли все эмоции уже пережиты или осталось что-то еще.

Само собой, давать рекомендации проще, чем их выполнять. К тому же, нюансы конкретной ситуации остались за кадром. Но принципы выхода из подобных эмоциональных состояний всегда одни и те же. Надеюсь, написанного будет достаточно, чтобы сделать хотя бы первый шаг в нужном направлении. А дальше все уже пойдет само собой. Удачи!

Семинар «Психология отношений»

Весной 2011 г. в Москве был проведен двухдневный семинар о психологии отношений мужчины и женщины. На семинаре тема отношений была раскрыта гораздо глубже, чем во всех статьях на сайте вместе взятых, а некоторые принципиально важные вопросы в статьях вообще не затрагивались.

Для тех, кто занятиях побывать не смог, теперь есть возможность купить аудиозапись семинара.


Распечатать

Социальные сети

Другие статьи на ту же тему

243 комментария

««« 1 … 5 6 7 8 9 10 11 … 25 »»»
  1. Димка
    26 августа 2009 23:17 #64

    Женщина это то кто может родить только но не воспитать. Раньше и то и другое а сейчас так ниочем. А на счет мужчин скажу так: грошь тому мужику цена если он после рождения ребеночка ну типа не хочет там свою жену или еще как. Вот без всяких психологий у меня мнение такое значит.Браки свершаются или по любви или из-за денег или из-за красоты. Теперь в кратце: по любви всем понятно да? По деньгам тож по расчету тож объяснять не буду, а вот красота собака это да, сильная вещь. Вот посмотрите: Девушка красива, она требует много и требует богатого красивого парня (о хорошем парне речи пока что нет не путайте), теперь когда она родит и красота уходит и ей изменяют, или кидают короче расстаются они. А почему а потому что нет того ради чего с этим человеком жить. Ответ на это все: ЖЕНЩИНЫ БУДЬДЕ ПРОЩЕ. Ваша красота конечно сила но не берите больше за нее чем стоите сами внутри, потому что красота для того чтоб была симпатия а симпатия нужна чтоб рядом не было в падлу идти и узнавать человека а когда узнаешь то это любовь. А когда симпатии нет то соответственно и любви нет. А когда сильно красива то женщину хочешь как вещь а не как человека и до ее личных качеств пофигу. Может я во многом не прав у меня своих деток нет мне всего лишь 23 года еще вот. Но я все к тому чтоо сейчас жениться страшно то, попадется такая что после свадьбы на шею сядет а после рождения ребенка на голову вот и мучайся потом всю жизнь. Спасибо тем кто прочтет до конца.

  2. Дмитрий
    26 августа 2009 23:29 #65

    TO: Димка
    Дык, если принебрегаешь знаниями (психологии) так всё и случится с тобой как ты описал. :) Да и рановато тебе ещё о детях думать – сам ещё… Без обид только. ОК?

  3. Димка
    27 августа 2009 00:10 #66

    Дмитрий обид нет совершенно. Ты прав на счет детей, что рановато. А на счет того что так случится так я не отказываюсь совершенно, потому что извини я свой х.. не на помойке нашел. Я считаю что лучше быть одному чем быть с кем попало. А на счет тех «с кем попало» так их куча сплошь и рядом и есть два варианта или закрыть глаза на все это или тупо верить что твоя девушка, женщина не такая как все, вот я не знаю Дмитрий сколько тебе лет но думаю больше чем мне полюбому и люди в этом возрасте так и поступают или глаза закрывают потому что сами такие же и упрекнуть нечем или просто лохи и верят в счастливую жизнь. А я не верю и не лох и мириться не стал и поэтому один. Обидно что девчонки не имеют собственного достоинства и не уважают себя и обидно за тех парней которые закрывают глаза на интимной прошлое своих избранниц. А на счет обид Дмитрий скажу так точнее возраста. Как в 20 лет парень может быть самостоятельным мужчиной так и в 27 лет мужчина может быть даун дауном который о серьезной жизни и не думает. Поэтому возраст не связан с желанием и возможностью иметь детей.

  4. Димка
    27 августа 2009 00:11 #67

    А если ты когда то в свои 23 был ниочем то не думай что все такие. Без обид только. ОК?

  5. Димка
    27 августа 2009 00:23 #68

    Дмитрий вот ты знаешь прочел твой ответ Анастасии и охренел. Ты прям разошелся. Вот в одном с тобой согласен на 100%: Что никогда никакой мужчина не будет свою жизнь с вязывать с любовницей из-за страха оказаться на месте ее в данном случае сожителя. Тож самое что не стоит заводить романов на югах потому что (двустронняя ситуация как для мужчины так и для женщины) иногда твоя жены или муж могут туда поехать одни и все приплыли опять тоже самое но ток ты будешь уже на другом месте.

  6. Димка
    27 августа 2009 00:27 #69

    Ладно пойду я отсюда. Я тут наверное самый младший оказался и поэтому мою речь всерьез никто не воспримет. Как женщины так и мужчины. Женщины не поддержат в том плане что никто не согласится с тем что они виноваты в своей жизни что перетрахались фиг знает со сколькими а потом семейной жизни хотят, а мужчины не согласятся что я считаю какой сам то такую и достоин вплане того, что опять же переимеют фиг знает сколько а потом в жены хорошую хотят. Я считаю в жизни должна быть справедливость, но вот по сообщениям выше я этого ни разу еще не увидел. (((((

  7. Димка
    27 августа 2009 00:30 #70

    Да а почему не согласитесь то, потому что Вы все считаете что вот на то какой человек в семейной жизни и вообще соверешнно не влияет его половая жизнь, а я считаю что интимная жизнь это прямой показатель какой есть человек и по ней можно судить обо всем остальном.

  8. Дмитрий
    27 августа 2009 03:13 #71

    TO:Димка
    Вот завёлся.;) А говоришь не обиделся. :)))

  9. Димка
    27 августа 2009 10:09 #72

    Да не я обидчивый, вспыльчивый вообще но на такие вещи никогда не обижаюсь :)))

  10. Esperanza
    28 августа 2009 15:03 #73

    Цитирую:
    «Дмитрий 25 августа 2009 г. в 10:32

    То:Esperanza
    Если бы несли свою ношу сами… А то как кукушки пытаетесь на кого то ещё взвалить.»
    Отвечаю:
    Случись мне забеременеть от ТОГО САМОГО, я бы не глядя бросила мужа. Да, собственно, уже и готовилась к этому, даже и не будучи уверенной в беременности… которой так и не случилось, к сожалению. И СВОЕГО ребенка от любимого ни за что бы не позволила мужу называть и считать СВОИМ, пусть даже в силу неведения. Понимаете? А уж как бы оно там с подлинным отцом ребенка сложилось бы – это другое дело… Да и не рожают кукушки для того, чтобы воспитывать самим. Если Вы немного школьный курс биологии помните…
    2 Димка:
    Дима, Вы хотя бы грамматику русского языка изучите и заодно логику своих рассуждений … обеспечьте, а потом «выкладывайтесь» на более или менее серьезных сайтах, а то как-то Ваш призыв «быть проще» отдает просто призывом быть Митрофанушками и параноиками.

««« 1 … 5 6 7 8 9 10 11 … 25 »»»

Давайте поговорим об этом

 
no no no

Контакты:

Пишите по делу, и я отвечу
Олег Сатов, Архангельск
MAIL

Подождите, я думаю...

Загружаю...

Добро пожаловать в гости

логин
пароль
забыли пароль?
регистрация

Регистрация на сайте

логин
e-mail
 
пароль придет на ваш адрес
забыли пароль?
войти

Восстановление пароля

e-mail
 
регистрация
войти
Запись на прием