Психология реально и виртуально
Психология — статьи и консультации
no no no
 

Мораль — это зло

Мораль — это зло
Нравственное воспитание порождает проблемы, с которыми само не может справиться · 6 апреля 2008 г.

Любая мораль, как свод социальных законов, — это зло. С психологической точки зрения, мораль — это собака гоняющаяся за собственным хвостом.

Очень легко впасть в заблуждение и начать думать, будто мораль ограничивает звериные человеческие инстинкты и, потому, необходима. Если выдернуть человека из его личного исторического контекста, когда его психика уже сформирована, то — да — мораль не позволяет распускать ему руки и идти на поводу у тенденций разрушительных для окружающего общества.

Но есть одно жирное и мохнатое «НО» — думая так, мы не учитываем того, что именно мораль и создает те самые разрушительные тенденции.

Как действует мораль? Ребенка в детстве учат: «Ты так не делай, это — плохо; будешь так делать, мама с папой перестанут тебя любить». Ребенок это принимает и начинает стараться вести себя «хорошо», то есть, он начинает в зародыше душить те свойства своей личности, которые не нравятся его родителям.

Обратите внимание — сами по себе, эти свойства личности не плохие и не хорошие, они просто не устраивают родителей. Не устраивают потому, что их тоже воспитали в каких-то рамках, не устраивают потому, что ребенок со своими проделками и так уже поперек горла сидит, не устривают потому, что воспитательница из детского сада их пристыдила за плохое поведение их чада. И так далее.

А в результет получается, что маленькое живое существо, рожденное, фактически, святым, родители своим воспитанием и навязыванием своей искусственной морали, перекраивают на свой болезненный вкус и лад.

Следите за мыслью? Именно мораль, которой пичкают ребенка в детстве, и превращает его впоследствии в «морального урода», которому, теперь, та же мораль необходима для сдерживания грубого антисоциального поведения. Собака гоняется за хвостом…

Если убрать мораль из этого уравнения — представить ситуацию, что родители позволяют ребенку развиваться естественным образом без того, чтобы делить его поступки на хорошие и плохие — то мы в результате получим не зверя, как многие боятся, а человека с естественной моралью. Такого, который будет жить в гармонии с окружающими людьми не потому, что боится утратить их любовь или нарушить закон, а потому что для него это естественно. В естественной природе человека гораздо меньше «зла», чем в человеке, воспитанном по всем канонам христианской морали.

Здесь можно привести простую аналогию — паровой котел и клапан, контролирующий давление. В естественной ситуации, когда человек не замордован нравственными установками, его «клапан» всегда открыт. Какие бы эмоции и позывы не возникали, они тут же находят выход в самой естественой форме.

Например, агрессия. Это вполне естественная эмоция. Если ее не блокировать, она будет находить выход в таких вещах, как юмор, ирония, изредка, открытый гнев. Но очень маловероятно, что дело дойдет до рукоприкладства. Если же ребенку запретить проявлять свою агрессивность, то его «клапан» закрывается и внутреннее эмоциональное давление начинает расти. И растет до тех пор, пока котел не взрывается — ребенок, как бы ни с того, ни с сего, избивает сверстника за то, что тот косо на него посмотрел. Знакомо? А потом, все начинается по-новой — в новом котле клапан так и останется закрыт.

То же самое происходит и со всеми прочими эмоциями, которые принято считать «плохими». Вместо того, чтобы давать им выход в естественной и контролируемой форме, ребенка вынуждают копить давление в котле. Потом котел взрывается и все начинается сначала. И даже, если до взрыва дело не доходит, представьте себе эту жизнь в постоянном внутреннем напряжении — не сболтнуть лишнего, не сорваться, держать себя в руках. Это как острая хроническая душевная диарея.

И за всем этим стоит мораль, которую мы чтим и считаем необходимой для сдерживания своих звериных позывов…

Распечатать

Социальные сети

Другие статьи на ту же тему

116 комментариев

««« 1 … 2 3 4 5 6 7 8 … 12 »»»
  1. Дмитрий
    1 июля 2009 22:30 #37

    Олег, скажите пожалуйста, а что же делать с ребёнком, который например ворует или бьёт одноклассников в школе?
    Как реагировать на обращения родителей?
    Прочитал комментарии, и у многих напрашивается вопрос как показать «хорошо/плохо». Предвижу Вы скажете, мол, а нет мерила этого и рамок. Но как это работает в реальной ситуации?

  2. Странник
    1 июля 2009 22:30 #38

    Прямо отвечаю на вопрос: я никогда на останавливал своего сына когда он бил кого-то, но и никогда не жалел и не защищал, когда его били. И так во всех других его поступках. Он сам получит и свои опыты не мешайте, не лезьте в его жизнь, он ЗНАЕТ что хорошо и что плохо намного лучше вас. Я это проверил. Можете проверить тоже. Но это ваш выбор – ведь морали нет, есть свобода.

  3. Алексей Корягин
    1 июля 2009 22:39 #39

    от себя добавлю – сильно запреты твоих родителей на твои решения влияли? пить скажем, или дебоширить? ты ведь всё равно делал по своему. А так у вас ещё и стена выростала.
    Если не мешать ребёнку, есть шанс стать хорошей помощью и поддержкой. И доверенным советчиком, с которым он всегда будет проблемами делиться без страха

  4. Светлана
    2 июля 2009 12:35 #40

    Странник, спасибо за ответ! Мысль ясна, очень помогли. Осталось только научиться спокойно реагировать на ситуации типа той, что я описала про песочницу)) Согласна, что детей лучше не моралью учить, а своим примером. Так что главная задача, быть для них хорошим примером.

  5. Мишель
    25 июля 2009 10:31 #41

    Оригинально.Папаша смотрит как его сын бьет кого-то,т.е. соглашается с сыном..Вот тут все ясно.Ребенку дают понять-бить другог-это нормально, наблюдать за этим-тоже естественно.Ребенок знает? что может знать ребенок?Пример-это вы, Вот и вся ваша мораль.Просто так дети никого не бьют, они проецирут отношения в семье, туже фрустрацию, скрытую агрессию на других. а отстраниться и не вмешиваться.. спорный вопрос.Где гарантия, что ребенок не выберет модель поведения. где ему все позволено.Ведь изначально ему не мешали., а только закрепляли в нем его позицию..Наблюдали, т.е соглашались.

  6. Minkovsky
    30 июля 2009 11:54 #42

    Что-то понесло вас на зыбкую почву, Олег!
    Вас послушать, так получается весь наш мир – сплошной сумасшедший дом. И то у нас не так, и это… Воспитание – плохо, мораль – не нужна, любовь – иллюзия…
    Как тут не вспомнить притчу о неспелом винограде?
    Мораль – совсем не выдумка, а результат негласной договоренности между всеми людьми. Это необходимая предпосылка существования человеческого общества. Так сказать, общие правила игры. Проблема возникает тогда, когда мораль становится амбивалентной, двойственной. К этому человеку относись хорошо, потому что он наш, русский, христианин. А к тому, другому относись как тебе выгодно, он чужой, араб и исповедует ислам.

    И еще, с чего это вы вдруг решили, что в ситуации, когда «родители позволяют ребенку развиваться естественным образом без того, чтобы делить его поступки на хорошие и плохие» — мы получим человека с естественной моралью, а не естественной аморальностью? Если вы когда-нибудь наблюдали за детьми, то наверное должны были бы заметить, что все их поведение сводится к одному – я хочу это прямо сейчас! Очевидно, что если не давать ребенку понять ложность такой «естественной» для него установки, то в результате он вырастет жалким инфантильным неудачником. Если вы возразите, мол жизнь сама его научит как жить, то вы ошибаетесь. И доказательством тому наше окружение, в котором мы всегда найдем такого «недовоспитанного» жизнью человека. Их миллионы таких, необремененных моралью и жалеющих себя. Включите у себя в проигрывателе шансон и вы услышете их детский ной – пожалейте меня, посочувствуйте мне! Их мораль – понятия. Их жизнь – тесная вонючая камера и кусок неба в решеточку. Естественно…

  7. suchoid
    30 июля 2009 12:27 #43

    Minkovsky, хватит умничать. Посмотри вокруг и убедись, что ничто из перечисленного не работает.

  8. Minkovsky
    30 июля 2009 14:11 #44

    suchoid,

    На что именно смотреть ты предлагаешь? Я ведь не виноват, что у кого-то это не работает. Это, как любит повторять Олег Сатов, его личные проблемы! У меня свой личный опыт и свои выводы. И если кто-то мне скажет, что он пробовал, пытался, но у него ничего не получилось, то я ведь не поспешу отказаться от своих взглядов только из-за того, что чья-то жизнь не сложилась.
    Я бы сказал, существует проблема с воспитанием моральности у детей, а не проблема в наличии такого воспитания. Это подтверждают експерименты психологов.
    А ты ищешь корреляцию там, где ее нет. Мир такой плохой и ужасный потому что обременен моралью. Ты еще не видел мира, в котором нет места морали! Но, благо, и не увидишь, потому как такой мир не продержится и дня.
    А я еще спрошу тебя. В какое время ты предпочел бы жить, в варварском прошлом, где царят дикие бесчеловечные законы, или же в нашем, хоть и таком еще не совершенном времени, где ты не думаешь постоянно как спасти свою задницу, а можешь более-менее спокойно сидеть себе за компом, размышлять (или умничать?) в комментах и потягивать холодное пиво, между прочим!

  9. suchoid
    30 июля 2009 16:23 #45

    Minkovsky, ты рассуждаешь полярно. Я нигде не сказал, что мораль как явление плоха или что меня не устраивает этот мир.

    ИМХО, современная мораль давно превратилась в фарс. Равно как и любовь, и воспитание и прочее в том же ряду.

  10. Minkovsky
    30 июля 2009 17:38 #46

    suchoid,
    Боюсь, я не понимаю о чем ты.
    Ты делаешь заявление:современная мораль давно превратилась в фарс. Равно как и любовь, и воспитание и прочее в том же ряду. мораль – утешение для слабых. и пр.
    Но совершенно не аргументируешь. Или ты просто погнал себе так?
    Если ты заметил, мы здесь не проповедовать собрались, а стараемся здраво рассуждать и делиться опытом.
    Будь по-проще и люди к тебе потянуться.

««« 1 … 2 3 4 5 6 7 8 … 12 »»»

А как нравственное воспитание повлияло на вас?

 
no no no

Контакты:

Пишите по делу, и я отвечу
Олег Сатов, Архангельск
MAIL

Подождите, я думаю...

Загружаю...

Добро пожаловать в гости

логин
пароль
забыли пароль?
регистрация

Регистрация на сайте

логин
e-mail
 
пароль придет на ваш адрес
забыли пароль?
войти

Восстановление пароля

e-mail
 
регистрация
войти
Запись на прием